Судебное решение может перекрыть еще одну лазейку в дорожных госзаказах Ленобласти
В ближайшем будущем будут расставлены все точки над «і» в системе госзакупок дорожной сферы. Судьи поддержали УФАС в споре с заказчиками, которые хотели и дальше использовать лазейки для передачи заказов избранным фирмам.
Руководитель УФАС Ленинградской области Александр Плетешков утверждает, что чиновники намеренно указывали в условиях объявленных госзакупок такие требования, исполнить которые могли бы только заранее осведомленные кандидаты. Примером может служить требования от заказчика: использовать в дорожных работах асфальто-бетонные смеси, для которых состав не указан в ГОСТе РФ.
Аналогичные требования УФАС посчитала ограничивающими конкуренцию. Внегостовкие смеси положено заказывать исполнителю заранее на заводах, чтобы успеть выполнить госзаказ, так как на заводских предприятиях смеси изготавливают, руководствуясь ГОСТом, поясняет Плетешков. Если же участник торгов закажет необходимый объем смеси на заводе еще до объявления победителя аукциона, то в случае проигрыша ему придется выплачивать заводу неустойку. Но, такой проблемы у «своей» фирмы не может возникнуть.
Помимо этого, в УФАС видят несоответствие таких условий закону 44-ФЗ. При условии заказа с дополнительными требованиями к асфальто-бетонной смеси, заказчик нарушает закон о контрактной системе, поскольку его нормы позволяют устанавливать дополнительные критерии к предмету закупки, а не к его компонентам. Руководствуясь ГОСТом, любой заказчик сможет найти такую смесь, которая ему необходима для тех или иных климатических и других специфических условий, уверяет Плетешков.
История произошедших событий
В апреле 2015 года в УФАС поступила жалоба от компании «Империал», которая указала на неконкурентное требование дорожного комитета в объявленном им аукционе по выполнению ремонта дорог в одном из районов Ленобласти. Жалоба была признана обоснованной, после чего представители антимонопольного комитета направили заказчику предписание внести в документацию госзаказа изменения в соответствии с предъявленными требованиями. Дорожный комитет данное предписание не исполнил, а даже наоборот продолжил проводить свои аукционы с неизмененными неконкурентными требованиями к участникам торгов.
В УФАС Ленобласти вновь обратились участники дорожных аукционов с жалобами, в которых было указаны требования от заказчика привести документы в соответствии с законом о конкурентных торгах. Теперь же Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области стал «заигрывать» с антимонопольной службой, возвращая в документацию госзаказа неконкурентные требования через 2-3 дня после исправления документации по требованию УФАС.
УФАС настаивала на отмене госзакупок и внесение изменений в них, на что Комитет дорожного хозяйства, заручившись поддержкой комитета госзаказа Ленобласти, обратился в суд. Было заявлено, что антимонопольщики неправы, так как ГОСТ носит только рекомендательный характер, а в законе ФЗ-44 нет запрета на установку дополнительных требований к компонентам предмета закупки. Этот иск касался отмены жалобы в УФАС ООО «Империал».
Судьи первой инстанции полностью поддержали УФАС, после чего госзаказчик обратился в Арбитражный суд Ленобласти и Петербурга. Но и он вынес решение о правомочности предписания ФАС, разъяснив, что ФЗ-44 не позволяет заказчикам устанавливать дополнительные критерии к компонентам асфальто-бетонной смеси и что они ограничивают конкуренцию участников торгов.
Дорожный комитет Ленобласти может еще раз обжаловать решение суда, теперь уже — в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде. Для этого у него есть месяц. Однако во время судебных споров дороги так и остаются не отремонтированными — вместо проведения аукциона за 30 дней он уже 5 месяцев все еще не проведен.
Источник: http://igz.hse.ru/news/158049128.html