Минкомсвязи готовит директивы по импортозамещению телеком-оборудования при госзакупках
Замглавы Минкомсвязи Алексей Соколов анонсировал появление директив, направленных на импортозамещение при закупках телекоммуникационного оборудования для реализации проектов за счет госбюджета.
«Планируется выпуск директив, аналогичных механизму с ПО, в части закупок отечественного телеком-оборудования для создания инфокоммуникационной инфраструктуры, реализуемой за счет бюджетных средств. Как вы знаете, в рамках реализации мероприятий «Информационная инфраструктура», мы должны будем подключить в достаточно сжатые сроки все социально-значимые объекты на территории РФ (школы, больницы, подразделения МВД, Росгвардии и т.д.). Минпромторгом и нами проведен анализ и определен перечень оборудования, которое может быть использовано для решения этих задач. У нас получилось 419 позиций, с указанием количества, технических характеристик и разбивки по годам — для того чтобы наши производители понимали потребности и могли планировать свои производственные процессы. Соответственно, требования о преимущественном использовании отечественного оборудования будет включена как обязательная норма под соответствующий госконтракт», — сказал чиновник, выступая на форуме «Российский софт: эффективные решения. Национальная кибербезопасность: суверенитет vs глобализация».
А.Соколов добавил, что в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Минпромторг разработал проект постановления в части ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления госзакупок — этот документ сейчас проходит согласование. Также в России появится реестр отечественного телеком-оборудования, которым госзаказчики будут руководствоваться при расходовании своих средств.
В настоящее время в России нормы по импортозамещению (преимущественно в части импортозамещения программного обеспечения) действуют, как в рамках госзакупок, так и при закупках госкомпаний. В первом случае они установлены на уровне закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) и подзаконных актов. Во втором случае порядок импортозамещения определяется чаще всего правительственными директивами.
Так, например, декабре прошлого года первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов подписал директиву, обязывающую госкомпании в двухмесячный срок подготовить и утвердить на совете директоров планы мероприятий по переходу в период 2018-2021 гг. на преимущественное использование российского ПО. Политика импортозамещения должна быть распространена на дочерние компании, доля в которых у госкорпораций превышает 50%.
Ответственным за реализацию мероприятий по переходу на отечественный софт должен быть руководитель компании уровня не ниже заместителя руководителя. План перехода должен указывать источники и объем финансирования, установку ключевых показателей эффективности перехода на российское ПО.
При рассмотрении указанного вопроса повестки дня заседания совета директоров (набсовета) компании представители интересов РФ обязаны голосовать «за» принятие решений, обеспечивающих переход.
По словам замглавы Минкомсвязи, в рамках реализации директив по импортозамещению отечественного софта будет создана межведомственную рабочая группа, в рамках которой будет сформировано 4 тематических блока: финансы, транспорт, энергетика, промышленность. С участием профильных ведомств группа будет оказывать содействие госзаказчикам при переходе на российский софт.
С 2016 года в РФ действует реестр отечественного софта, в который в настоящее время включено более 5 тыс. программных продуктов. Согласно действующей нормативной правовой базе госзаказчики при закупке ПО должны приобретать софт, включенный в реестр, или обязательно обосновывать закупку зарубежного софта.
В соответствии с программой «Цифровая экономика», к 2024 году доля отечественного ПО в закупках органов власти РФ должна составить 90% (60% в 2019 году), а в компаниях с госучастием — 70% (45% в 2019 году).
В 2017 году Минкомсвязи заявляло, что среднестатистическое значение показателя «доля закупок отечественного готового ПО» в общем объеме закупок готового ПО составила в 2016 году 65,35% (44,5% в 2015 году) для органов исполнительной власти субъектов РФ и 62,3% — для федеральных органов исполнительной власти.
Руководитель Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ) Илья Массух отмечал тогда же, что уровень проникновения российского софта (в целом, не только готового ПО) у госзаказчиков составляет порядка 5% и постепенно растет.
По данным НП «Руссофт», совокупный оборот российских разработчиков программного обеспечения вырос в 2018 году на 18%, до $16,8 млрд.
Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2047763