ФАС предложила госкомпаниям принять участие в проработке единых правил для сферы закупок госкомпаний
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила госкомпаниям принять участие в проработке единых правил для сферы закупок госкомпаний. Такое предложение участникам рынка закупок озвучил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев в ходе заседания экспертного совета ФАС по 223-ФЗ (закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
«Подготовленный (ФАС — ИФ) законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ — предложение к участию в работе по развитию закупочного законодательства, — сказал Евраев. — Хотелось бы, не впадая в крайности, обеспечить развитие законодательства».
При этом Евраев подчеркнул, что необходимость в развитии 223-ФЗ имеется, что подтверждается множеством запросов со стороны госкомпаний об урегулировании тех или иных вопросов. «Нужные единые правила, которые одинаково действовали и трактовались нашими УФАС в различных регионах», — сказал он.
Ранее ФАС сообщала о планах по созданию экспертного совета, который принимал бы активное участие в подготовке поправок к 223-ФЗ.
На начальном этапе ФАС предлагает организовать работу совета в рамках трех рабочих групп. Одна должна будет заниматься направлением закупок в сфере промышленности, радиоэлектронной продукции, связи и информационных технологий. Второй группе предстоит заняться аналогичными вопросами в сфере проектирования и строительства, а третьей — проработкой изменений 223-ФЗ общего характера.
По результатам первого заседания экспертного совета Евраев отметил, что возможно будет организована рабочая группа по направлению электронных торговых площадок (ЭТП). Дело в том, что предложенный ФАС законопроект предусматривает формирование закрытого перечня ЭТП для проведения закупок госкомпаний. Возможно, по аналогии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ — правительством РФ для проведения госзакупок отобрано восемь универсальных ЭТП и одна специализированная). Это предложение вызывало критику со стороны ЭТП, которые не входят названный перечень, а также со стороны ряда госкомпаний.
«У нас уже было неограниченное число ЭТП, и к чему это привело, все в курсе, — подчеркнул Евраев. — Ограничение числа площадок — попытка превратить торги именно в торги, а не в профанацию. Можно ли контролировать много площадок? Не уверен. Даже с отобранными площадками есть множество проблем».
При этом Евраев отметил, что все попытки ввести работающие требования для ЭТП (такой подход предполагает, что проведением госзакупок или закупок госкомпаний смогут заниматься любые площадки, которые удовлетворяют определенным требованиям — ИФ) провалились. Поэтому, по его словам, в итоге был сделан выбор в пользу закрытого перечня ЭТП, которые также должны удовлетворять конкретным требованиям. «Мы за любую конкурентную схему, но работающую», — подчеркнул Евраев.
Что касается собственно рабочих групп, то их основными задачами, по замыслу ФАС, станет подготовка с учетом лучших закупочных практик госкомпаний антимонопольного комплаенса, который субъекты 223-ФЗ могли бы начать применять, не дожидаясь внесения тех или иных поправок в 223-ФЗ. Также группы должны будут прорабатывать конкретные предложения по изменению 223-ФЗ и оказывать экспертную поддержку по вопросам правоприменительной практики в сфере закупок госкомпаний.
Стоит отметить, что госкомпании в целом одобрили инициативу ФАС, однако указали, например, на необходимость тщательной проработки всех предложений, а также на ряд моментов, которые могут значительно затруднить работу по совершенствованию 223-ФЗ. В частности, по оценке госкомпаний, основной трудностью при подготовке единых правил для субъектов 223-ФЗ может стать разнообразие самих госкомпаний. «Мы слишком разные, и чтобы создавать такие единые правила, надо будет потратить годы, чтобы изучить и учесть все особенности, без чего можно будет просто застопорить работу компаний», — сказали эксперты.
Как сообщалось, в феврале ФАС сообщила о подготовке комплексного законопроекта по внесению изменений в 223-ФЗ. Этот законопроект предусматривает, в частности, введение для госкомпаний ограничений на закупки у единственных поставщиков или неконкурентными способами.
«Предлагаем ввести ограничение на закупки у едпоставщика в размере, например, 10% от совокупного годового объема закупок, — говорил тогда Евраев. — Возможно, цифра нужна другая, 15%, 20%, но она нужна».
Ряд положений этого законопроекта предусматривает введение в 223-ФЗ ряда норм, которые действуют в 44-ФЗ. В их числе перевод всех закупок госкомпаний на ЭТП для проведения госзакупок, введение исчерпывающего перечня требований к составу заявок и к участникам закупок, обязанности для заказчика обосновывать начальную цену договора, исчерпывающего перечня случаев заключения контрактов с единственными поставщиками, унифицированных требования к банковским гарантиям, единой формы банковской гарантии.
Кроме того, ФАС предлагает исключить для госкомпаний возможность изменять существенные условия договора при его заключении, регламентировать действия госкомпаний при рассмотрении вопроса о включении поставщика в РНП.
Стоит отметить, что накануне, в четверг, прошло заседание экспертного совета по 223-ФЗ при Минфине РФ. На нем министерство представило точечные поправки к 223-ФЗ, предусматривающие введение единых требований к банковским гарантиям по закупкам госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также направленные на устранение конфликта интересов при проведении госзакупок и закупок госкомпаний.
Помимо этого Минфин предложил госкомпаниям самостоятельно подготовить предложения по нормированию закупок госкомпаний.
Также на этом заседании был представлен законопроект ФАС по внесению изменений в 223-ФЗ. С предлагаемым службой подходом (создание единых правил и требований, использование в 223-ФЗ норм, апробированных в рамках 44-ФЗ) не согласился как Минфин, так и представители госкомпаний. Впрочем, последние отметили, что в законопроекте ФАС есть положительные предложения, требующие определенной доработки. В их числе использование «электронного магазина», использование возможностей ЕИС для организации взаимодействия госкомпаний с регуляторами и участниками закупок, а также ряд других.
Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2050436