ФАС переопределили текущие задачи
Замена правительством руководства Федеральной антимонопольной службы — Игорь Артемьев ушел в отставку — объясняется в Белом доме необходимостью «тонкой настройки» тарифного регулирования под совместное исполнение центром и регионами национальных целей. Новый глава ФАС Максим Шаскольский, работавший вице-губернатором Санкт-Петербурга, известен успешными тарифными переговорами с госмонополиями, что, по мнению правительства, необходимо для сохранения экономического роста при сохранении способности монополистов инвестировать в инфраструктуру. Напугавшие и силовиков, и бизнес идеи в ФАС об уголовном преследовании картелей, появившиеся накануне смены главы антимонопольного ведомства, как минимум приостановлены.
В отставку отправлен бессменный руководитель ФАС с 2004 года Игорь Артемьев. Его место занял экс-вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Шаскольский — Михаил Мишустин в среду подписал распоряжения правительства об этом; господин Артемьев назначен помощником премьер-министра с пока неизвестным функционалом. Из слов Михаила Мишустина на встрече с новым и бывшим руководителями ФАС можно было понять, что в Белом доме в первую очередь ждут сосредоточения службы на «тонкой настройке» тарифного регулирования. «Эта важнейшая задача должна решаться совместно с курирующими вице-премьерами, с губернаторами»,— констатировал премьер. Ответ господина Шаскольского — обещание «серьезно работать над ростом ВВП страны», вероятно, стал демонстрацией понимания поставленной задачи.
Перед ФАС как тарифным регулятором, таким образом, теперь стоит необходимость поиска баланса в тарифной политике, чтобы не «задушить» восстановление экономического роста, но обеспечить и достаточный уровень тарифной прибыли госмонополий для обеспечения возможности их участия в реализации президентских национальных целей и нацпроектов. Упоминание губернаторов в этом контексте, очевидно, связано не только с регулированием тарифов ЖКХ, но и с увеличением роли глав регионов в «приземлении» наццелей и нацпроектов в субъектах РФ: напомним, поручения президента по итогам последнего Госсовета прямо фиксируют возложение на региональные власти ответственности за их исполнение в обмен на рост политического веса и смягчение бюджетных и регуляторных требований.
Включение федерального тарифного регулятора в эту схему выглядит вполне логичным, а достижения господина Шаскольского на последнем месте работы — согласование с монополиями роста тарифов существенно ниже «тарифного потолка», а по ряду позиций — их снижение, видимо, дают правительству основания рассчитывать на эффективную балансировку интересов участников регулируемых отраслей и потребителей и на федеральном уровне. Высокопоставленный источник в правительстве в среду: причина смены руководства ФАС — «обновление команды и тонкая настройка тарифной политики для достижения национальных целей».
Помимо опыта в администрации Санкт-Петербурга помочь господину Шаскольскому с решением этой задачи должно его знание рынка со стороны энергетического бизнеса: чиновник — выходец из Петербургской сбытовой компании, «дочки» «Интер РАО».
Смена руководства ФАС не стала неожиданной. За 16 лет работы во главе службы Игорю Артемьеву мало удалось изменить состояние конкуренции в РФ, но он часто вступал в борьбу за полномочия с другими ведомствами Белого дома, в том числе с Минэкономики (которому служба проиграла, например, регулирование госзакупок), при этом служба нечасто демонстрировала применение полученных полномочий.
Так, поглощение ФАС Федеральной службы по тарифам в 2015 году сопровождалось обещаниями господина Артемьева разработать единую и прозрачную тарифную политику, но на деле законопроект службы о госрегулировании тарифов, анонсированный в 2017 году, вызвал активное противодействие (в частности, того же Минэкономики) и остается на рассмотрении правительства до сих пор, хотя служба согласилась передать наиболее содержательные полномочия правительству, оставив за собой лишь процедурный контроль.
Ежегодные доклады бессменного главы ФАС «О состоянии конкуренции в РФ» парадоксальным образом регулярно фиксировали ухудшение конкурентной среды, а предлагаемые им инициативы по ее развитию воспринимались ведомствами и рынками как претензии на новые полномочия и приверженность процедурным «конвейерным» методам: эксперты указывали, что служба концентрируется на выявлении незначительных нарушений, не несущих угроз рынку, тогда как на крупные дела не хватает ресурсов. Особенно заметной практика «конвейерных» дел стала в отношении картелей — в половине случаев бизнес успешно оспаривает такие претензии ФАС.
Именно претензии службы на силовые полномочия и инициативы по уголовному преследованию бизнеса за «картели» определили решение об отставке Игоря Артемьева. Кроме силовиков, конкурентом которых пыталась стать ФАС, резко против выступил и крупный бизнес: если расходы на арбитражные споры можно списывать на затраты, то перспектива влиться в уголовный мир по подозрениям ФАС компании совсем не устраивала.
Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2051870