Как обеспечить прозрачное сопоставление заявок участников закупки
Эксперты утверждают, что самый простой и популярный способ сопоставления в госзакупках – это сравнение по принципу «Кто дешевле». Данный метод наиболее часто используется при проведении аукционов и запросов котировок. Он идеально подходит для типовой продукции, но если речь идет о закупках товаров, не принадлежащих к категории массового употребления, сложных приборов, услуг или работ – принцип «Кто дешевле» не оправдывает себя.
Если есть необходимость сопоставить не только предложенную участниками закупки стоимость, но и качество закупаемых работ, то используется более сложный и более результативный метод – дифференцированная система сравнения. Как правило, баланс «цена – качество» заказчик фиксирует в закупочной документации при объявлении закупки. В этом случае не важно, какой способ был выбран заказчиком при сравнении, важно, чтобы после изучения закупочной документации поставщик смог составить сводную табличку критериев сравнения, которые в каждом отдельном случае будут свои.
Как базовый вариант эксперты рекомендуют использовать многокритериальное сопоставление с указанием диапазона по каждому критерию, чтобы каждый участник закупки мог сам подсчитать свои баллы. Стоит отметить, что на сегодняшний день некоторые электронные площадки уже предлагают автоматизированный вариант такого подсчета.
Еще один вариант сопоставления – это присвоение баллов по критерию, в котором одной из переменных выступает «лучшее из поданных предложений». Специалисты заявляют о несовершенстве такого варианта, но именно он рекомендован методологией контрактной системы.
Еще один вариант сопоставления заявок участников закупки (вызывающий наибольшие сомнения) – это когда присвоение баллов проводиться голосованием комиссии. Но и он в некоторых случаях оказывается необходимым.
Еще один важный момент, который необходимо зафиксировать в закупочной документации – это удельный вес каждого из критериев. В противном случае порядок сопоставления по закупке вполне обоснованно будет признан непрозрачным.
Стоит отметить, что сейчас заказчик пока не обязан составлять итоговый протокол или перечень информации проведенного сравнения, но заказчики заинтересованы в обнародовании результатов, из которых ясно, кто победитель закупки.
Источник: https://igz.hse.ru/news/190474102.html