Планы ФАС России по корректировке Закона № 223-ФЗ: введение единых требований к участникам, предквалификации на торгах и рейтинга деловой репутации
Несмотря на то что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), вступивший в силу в 2012 году, ежегодно корректируется, его нормы еще далеки от совершенства. С этим согласился и заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев, выступая на пресс-конференции, посвященной проблемам правоприменения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Закона № 223-ФЗ и направлениям совершенствования законодательства. Поэтому в числе приоритетов службы – продвижение инициатив по изменению и дополнению норм о закупках госкомпаний и естественных монополий.
По данным контролирующих органов, среднее количество заявок по Закону № 223-ФЗ существенно отстает от аналогичных показателей по Закону № 44-ФЗ. Так, если в 2019 году среднее количество заявок по Закону № 44-ФЗ составило 3,12%, то по Закону № 223-ФЗ – только 1,17%. Всего в прошлом году в ЕИС было опубликовано извещений на общую сумму 14,1 трлн руб. Причем на долю аукциона приходится 8,7% от общего количества закупок, конкурса – 17,3%, запроса предложений – 4,6%, запроса котировок – 3,8%. Оставшиеся 65,6% – это иные способы, включая закупки у единственного поставщика и неконкурентные закупки.
Кроме того, статистика, озвученная начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артёмом Лобовым, показала резкий рост количества рассмотренных жалоб по Закону № 223-ФЗ – почти в два раза (с 7149 в 2018 году до 13 674 в 2019 году). Ведомство связывает такую тенденцию с тем, что за последние годы были внесены существенные изменения в правила проведения закупок по Закону № 223-ФЗ, бизнес начал их использовать и в случае несоблюдения новых правил – прибегать к подаче жалоб как к одному из самых оперативных методов восстановления нарушенных прав участников закупки, внесения изменений в закупочную документацию и т. п. При этом число обоснованных жалоб увеличилось более чем на 30% (с 2617 в 2018 году до 4371 в 2019 году). В свою очередь, количество жалоб о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) возросло почти на 70% (с 972 в 2018 году до 1647 в 2019 году).
В ходе мероприятия были озвучены текущие проблемы и пробелы законодательного регулирования закупок по Закону № 223-ФЗ. Среди них:
- отсутствие единых требований к составу заявок и к участникам, а также к порядку оценки заявок;
- отсутствие обоснования начальной цены договора;
- неограниченное осуществление закупок у единственного поставщика и неконкурентных закупок.
Если по первым двум проблемам пути решения очевидны – установление единых требований к составу заявок и к участникам закупок, введение обязанности обоснования начальной цены договора, то по последней обсуждаются несколько взаимосвязанных идей. Во-первых, предлагается объединить неконкурентные закупки с закупками у единственного поставщика, так как между ними очень тонкая грань и иногда сложно их различить. Во-вторых, планируется установить исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик может проводить закупку у единственного поставщика, а также ввести ограничение предельного размера закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика – 10% от годового объема закупок (без учета случаев по исчерпывающему перечню из Закона № 44-ФЗ).
Кроме того, замруководителя ФАС России указал на отсутствие единых подходов к установлению квалификационных требований к участникам закупки. Пути решения этой проблемы он видит во введении универсальной и специальной предквалификации на торгах (речь идет об опыте исполнения договора на определенную сумму, наличие которого будет проверяться в автоматическом режиме). Поскольку подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет право на подачу заявки, то такая мера позволит предотвратить случаи направления обращений «профессиональными жалобщиками» (организациями и лицами, подающими жалобы на закупки ради получения денег за отзыв таких жалоб), считают представители службы.
В числе инициатив также прозвучало внедрение рейтинга деловой репутации предпринимателей. По аналогии с предложениями по Закону № 44-ФЗ предполагается, что рейтинг будет присваиваться автоматически в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. Его планируется использовать для допуска на торги и объективной оценки участника на торгах. В зависимости от уровня рейтинга (высокий, базовый, низкий) будет возможно снижение размера обеспечения заявки и договора.
«Должно работать следующим образом: для Закона № 44-ФЗ должны приниматься контракты и по Закону № 44-ФЗ, и по Закону № 223-ФЗ, и, наоборот, для Закона № 223-ФЗ должны приниматься контракты и по Закону № 223-ФЗ, и по Закону № 44-ФЗ. Возможно, и коммерческие контракты можно подумать, как принимать, но пока непонятно, как их администрировать», – подчеркнул Евраев.
Что касается банковской гарантии, предоставляемой для обеспечения заявки и договора, то здесь планируется не только установить унифицированные требования и утвердить единую форму банковской гарантии, но и публиковать их в реестре банковских гарантий, который ведется в рамках госзакупок по Закону № 44-ФЗ.
Наконец, в перечне проблем законодательного регулирования закупок по Закону № 223-ФЗ Евраев выделил отсутствие:
- закрытого перечня электронных торговых площадок (намечен перевод всех закупок на электронные площадки, функционирующие в рамках Закона № 44-ФЗ);
- порядка заключения и исполнения договора (предлагается установить порядок заключения и исполнения договора, а также исключить из Закона № 223-ФЗ норму о возможности заказчика изменять существенные условия договора при его заключении);
- порядка включения в РНП (планируется регламентировать действия заказчика и антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о включении в реестр).
В планах ФАС России – и обеспечение электронного информирования участников закупки посредством ЕИС. Имеется в виду не только реализация возможности подачи жалоб и официальных уведомлений участников через ЕИС, но и в целом ведение всей претензионной и иной официальной переписки заказчика с исполнителем только в ЕИС. Также есть намерение расширить территорию реализации механизма дистанционного рассмотрения жалоб. Для заказчиков и предпринимателей из Дальнего Востока и Сибири уже введена такая возможность в тех случаях, когда рассмотрение жалоб предусмотрено только в центральном аппарате ФАС России (например, для закупок на сумму более 1 млрд руб.). С 16 марта аналогичный механизм рассмотрения жалоб заработает для Северо-Западного и Уральского округов. В дальнейшем его собираются распространить и на другие округа (включая Крым), и, возможно, уже к середине 2020 года – перейти на него по всем федеральным округам.
Помимо этого, в ходе мероприятия заместитель главы антимонопольной службы анонсировал создание в ближайшее время Экспертного совета по Закону № 223-ФЗ в составе представителей ФАС России, госкомпаний, ассоциации коплаенс-менеджеров и иных профессиональных организаций. Предполагается, что такой совет займется не только обсуждением законодательства и путей его совершенствования, но и налаживанием взаимосвязи с теми компаниями, которые заинтересованы в добросовестной конкуренции, с целью принятия совместных антимонопольных комплаенсов. В данном случае речь идет о системах предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства, которые планируется утверждать по отраслевому принципу (в сфере строительства, в медицинской сфере и т. п.).
Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=269&news_id=2050295